Тимур Новиков

  • ТИМУР НОВИКОВ, СССР, 1985

                                                                                                  

  • Тимур Новиков — легендарная фигура в российской культуре, стал идейным вдохновителем целого движения в искусстве, появившегося в конце ХХ века...

    Георгий Гурьянов и Наташа Дронова на фоне работы Тимура Новикова «СССР» в студии 50 А. Москва, СССР, 1988. Фото Сергея Борисова. Опубликовано на с. 125 в каталоге «Сергей Борисов. Студия 50 А». М.: RuArts, 2014 

    Тимур Новиков — легендарная фигура в российской культуре, стал идейным вдохновителем целого движения в искусстве, появившегося в конце ХХ века в Ленинграде — Санкт-Петербурге. Художник, имевший множество учеников и сподвижников, был основателем и идеологом объединения «Новые художники» в 1980-е и «Новой академии изящных искусств» в 1990-е. Новиков буквально на лету схватывал дух времени, не боялся радикально менять свое искусство, уводя за собой все новых последователей.   

  • Представленная работа «СССР» — уникальная и важная в творчестве Тимура Новикова, в ней сходятся специфические черты его стиля и дух времени. Невозможно без иронии воспринимать триумфальный парад пионеров, образующих своими фигурками грандиозную аббревиатуру СССР. Вверху, вместо извечного солнца в работах Новикова, сияет коммунистический флаг на фоне гигантских золотых и оранжевых лучей. Картина разделена, как советская двойственная действительность: внизу показной парад на фоне серой реальности, а вверху — мечты о великих идеалах и светлом будущем. Выполненные по нескольким трафаретам, однотипные фигурки как бы идеально воплощают идею о всеобщем равенстве, счастье и коллективной сплоченности, они — молодое тело этого государства. Различия только в неизменно улыбающихся мордашках и прическах, подрисованных, очевидно, от руки.


    Многие художники поколения Тимура Новикова обращались в 1980-1990-х к символике СССР, что до них делал разве что соц-арт, появившийся в 1970-х. Они уже не мыслили как диссиденты, ослабление режима и «ветер перемен» давали надежду выстроить «свой мир» здесь. Поэтому в большинстве своем они относились к истории Советского Союза, как этнографы, занимая позицию отстраненного наблюдателя. «Новые художники» во главе с Тимуром Новиковым обращаются к «истокам красоты» советской пропаганды, к авангарду начала XX века, который был впоследствии как искусство в СССР запрещен, но фактически остался в виде дизайна. Вместе с этим был интерес и к тоталитарной эстетике 1930-1950-х, который сформируется в новое направление к концу 1980-х - началу 1990-х благодаря Новикову — «неоакадемизм». Тимура Новикова и художников его круга интересовала именно визуальная и энергетическая составляющая, без идеологического содержания.

  • Одним из символов тоталитарных стран в XX веке стали демонстрационные парады, которые в СССР проводились регулярно. Они как бы стали воплощением отношения к человеку, которое сформировалось в первой половине XX века: социополитические теории, такие как коммунизм, планировали всеобщее благоденствие механистически, не учитывая личность. В парадах люди уподобляются машинам, двигаясь слаженно, словно детали одного большого механизма. В СССР в них участвовали не только военные и спортсмены, но и в юбилейные даты комсомольцы и пионеры — то есть дети, начиная с 1920-х годов. Например, в 1982 году на Красной площади состоялся парад пионеров в честь 60-летия пионерской организации, когда уже никого среди молодого поколения советская идеология не интересовала. Тем не менее остался символ и ритуал, который под руководством старших был отрепетирован и исполнен. Тимур Новиков относится к этим символам и ритуалам, почти как к художественным формам, он использует их с легкостью, не нагружая тяжелыми размышлениями, по-доброму иронизируя и любуясь одновременно. Возможно, западная мода на все советское, возникшая в 1980-х, в годы Гласности и перестройки, произошла не только из-за внешнего интереса к прежде совершенно закрытой стране, но была сформирована изнутри, дерзкой рефлексией молодого поколения. Они вернули забытую энергию обновления «революции», но теперь это уже была новая — «шизореволюция».

  • Русский авангард начала XX века, как и западное современное искусство, были под запретом в СССР как «формалистские» и «дегенеративные». Тем...

    Александр Родченко. Обложка журнала «ЛЕФ». Москва, №3, 1923

    Русский авангард начала XX века, как и западное современное искусство, были под запретом в СССР как «формалистские» и «дегенеративные». Тем не менее, знакомство с этими явлениями мировой культуры у Тимура Новикова началось еще в юности, в 1970-х, благодаря отечественным критическим изданиям и зарубежным монографиям. И, конечно, это «знакомство» имело глубину благодаря группе андеграундных художников «Летопись», к которым он в тот период присоединился, и из которой впоследствии вышли «Новые художники». Тимур Новиков пристально изучал русский авангард. Художественные идеи футуризма в своеобразной авторской манере воплотились в представленной работе «СССР», которая отсылает к шрифтовым экспериментам обложек «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»), к плакатам «Окон РОСТА» Владимира Маяковского, к коллажам и фотомонтажам Александра Родченко, Эль Лисицкого, Густава Клуциса. Наконец, в своем искусстве 1980-х Тимур Новиков соблюдает принцип максимального эффекта минимальными средствами, заложенный футуризмом и конструктивизмом и получивший развитие в его собственных теориях «перекомпозиции» и «знаковой перспективы»: «Добившись естественности построения знаков, то есть мелких знаков на большой поверхности, я пришел к тому, что сама по себе равновесная композиция позволяет спокойно перемещаться этой букашке — знаку — по ней, как мухе, не нарушая общего равновесия. Таким образом, композиция стала для меня свободной».

  • Свои минималистичные композиции Тимур Новиков начал создавать в 1983 году на тканях, постепенно уходя от экспрессионистской живописи, которой занимался с...

    Казимир Малевич. Женщина с граблями, 1928–1932. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    Свои минималистичные композиции Тимур Новиков начал создавать в 1983 году на тканях, постепенно уходя от экспрессионистской живописи, которой занимался с середины 1970-х в группе «Летопись». «Отбросьте кисти!» — призывал Новиков в своем дневнике уже в 1979 году. В искусстве XX века переход от традиционного понимания картины к знаковому представлению пространства совершается при помощи коллажа. Новиков использует трафареты для своих минималистичных знаков, по сути тоже компонуя готовые изображения (отпечатки). Представленная работа выделяется из этого ряда, хотя и в ней соблюдены все его основные принципы и идеи творчества. Во-первых, Новиков создает именно картину на холсте, подчеркивая монументальность замысла. Во-вторых, грандиозное полотно «СССР» испещрено «знаками», но, благодаря своему масштабу и жестким конструктивным линиям, сохраняет визуальную аскетичность. Сама идея маленьких фигур в большом пространстве происходит то ли от горизонтов в работах Казимира Малевича, как в картинах «Скачет красная конница» (1928-1932) или «Женщина с граблями» (1928-1932), то ли от горизонтов Крайнего Севера, которые Новиков видел в детстве, где были, по его словам, «крайне открытие горизонты, крайне дальние дали, крайне маленькие предметики».

  • В автобиографии 1998 года Тимур Новиков рассказывает, что с 6 лет занимался в кружке рисования при Доме пионеров и школьников, и там же создал свои первые «крупномасштабные живописные произведения». Одной из них была картина, склеенная из двух листов, размером 80х100 см, которая называлась «Парад на Дворцовой площади»: «В центре композиции был Александрийский столп, а вдоль него ехали танки, бронетранспортеры и какие-то машины с солдатами, и так далее. С детства мама водила меня не только в Эрмитаж и Русский музей, но и на военные парады, поэтому именно парад вдохновил меня на первую “картину”». С парадов и площадей начал Новиков свой путь художника, с этим же он ступил на главную линию своего творчества, создав в 1983 году первое произведение на ткани — широкоформатный коллаж «Аэропорт» размером 237х237, который сегодня находится в коллекции Русского музея.