-
АЛЕКСАНДР ВИНОГРАДОВ, ВЛАДИМИР ДУБОСАРСКИЙ, ТОТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, 2002
-
Владимир Дубосарский и Александр Виноградов. Москва, Россия, 2000. Фото Игоря Мухина. Источник: igormukhin.ru.com
-
Живопись Виноградова и Дубосарского, по признанию самих художников, восходит к началу 1990-х — времени формирования их творческого тандема и наступления новой, постсоветской, эпохи, которая нуждалась в выработке своего художественного языка соразмерного процессам, бурлящим в социуме, понятного поколению MTV и журнала «Птюч». «Художник должен предлагать публике не то, что он хочет, а то, что хочет сама публика», — считает Владимир Дубосарский. Полотна дуэта произвели фурор на отечественной и международной арт-сцене именно потому, что в период господства концептуализма и акционизма они предложили зрителю красивую, красочную, живописную картину и простые, лапидарные образы, которых ему не хватало.
-
Александр Дейнека. Купальщицы, 1952. Частная коллекция. Источник: deineka.ru
-
Эти мотивы, а также общее настроение беспечности и жизнеутверждающей радости навеяны соцреалистической живописью. Это считывается по светлому колориту картин, образу пышущей здоровьем и красотой молодости и мотиву купальщиц, воспетому главным художником соцреализма Александром Дейнекой.
-
Питер Пауль Рубенс, Франс Снейдерс и Ян Вильденс. Кимон и Ифигения, около 1617. Художественно-исторический музей, Вена, Австрия
-
Еще одним источником творчества дуэта традиционно считается искусство барокко, отличающееся обилием пышных форм и необузданностью чувств. «Живопись Виноградова и Дубосарского по-барочному безудержна в нагромождении деталей, в несводимости сводимых ими реалий, в разбухании физических размеров произведений. Формат картины взрывается ими изнутри тем, что в поле картинного изображения постоянно попадает образность из других медийных источников — кинематографа, журнальной фотографии, рекламы», — отмечает искусствовед Виктор Мизиано. Сцены, задействующие мотив райского наслаждения и обнаженную женскую натуру, действительно, можно встретить в мифологических сюжетах фламандских художников XVII века. Такое попурри из образов и символов сближает визуальность Виноградова и Дубосарского с поэтикой видеоклипа, что в очередной раз указывает на медиа как источник их яркой и пестрой живописи.
Переводя массмедиальные образы на язык классической живописи, Виноградов и Дубосарский не только утверждают новый визуальный язык, но и воплощают в жизнь долгожданную национальную мечту о рае на земле. Статус художников поколения 1990-х–2000-х принадлежит им по праву.
-
Публикации
Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Работы 1994–2008. М.: Papergraf S.p.A, 2009. С. 71
Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Total Painting. М.: XL Галерея, 2009. С. 23–24