-
SEMYON FAIBISOVICH, RUSSIAN CITIZEN, 1991
-
Семен Файбисович на хуторе под Судаком. Крым, СССР, середина 1980-х. Архив художника
-
Полотно «Россиянин», написанное в 1991 году, — одна из последних работ в серии, начатой в семидесятые. Эта картина представляет собой одновременно несколько жанров живописи: это и портрет, и городской пейзаж, и бытовая зарисовка.
В этом произведении Файбисович использует фотографический прием двойной экспозиции, который подразумевает совмещение нескольких изображений на одном фотоснимке в процессе печати — повторяя этот эффект в живописи, художник добивается удивительной глубины и многослойности изображения, игры контрастов статичной фигуры и плывущего пейзажа, переклички рефлексов на поверхностях и семантической многогранности образа.
Так, с одной стороны, — это портрет гражданина нового государства, которое еще недавно было советским. Но наложение полупрозрачных изображений друг на друга лишает образ статичности, привносит ощущение зыбкости и неустойчивости, эфемерности момента. И, действительно, это было время грандиозной исторической трансформации и общества, и морали, и государства. «…Распад советского мира и, соответственно, его картинки — исчезновение той энергии противостояния, что побуждала меня играть с ним в гляделки… подтолкнуло меня перенастроить зрение», — так комментировал Файбисович изменение оптики своих произведений первой половины 1990-х.
-
Митингующие на Манежной площади. Москва, Россия, 10 марта 1991. Фото Юрия Абрамочкина. Источник: mundo.sputniknews.com
-
Выражение лица героя Файбисовича не позволяет однозначно причислить его к митингующим. Оно лишено эмоционального порыва и воодушевления, и ближе к скепсису и разочарованию. Это было базовое настроение россиян в 1991 году, которое трансформировалось в активный протест после августовского путча, в результате которого первым президентом России стал Борис Ельцин.
Работа является также своеобразным контрапунктом в творчестве автора, знаменуя собой переход от произведений 1980-х годов, когда предметом пристального внимания художника был советский социум и общественное пространство жизни, к проекту первой половины 1990-х «Очевидность», в котором предметом авторской рефлексии становится сама оптика человеческого зрения.
-
Николай Ярошенко. Кочегар, 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
-
Вид экспозиции выставки «Семен Файбисович. Ретроспектива». Государственная Третьяковская галерея. Москва, Россия, 2019. Фото: Государственная Третьяковская галерея
-
Выставки
«Семен Файбисович. Ретроспектива». Государственная Третьяковская галерея. Москва, Россия, 2019
«Борщ и шампанское». Московский музей современного искусства. Москва, Россия, 2016
Публикации
Семен Файбисович. Ретроспектива. М.: Третьяковская галерея, 2019. С. 93
Семен Файбисович. Живопись 80-х. М.: Галерея «Риджина», 2001. С. 116